Главный художник театра «Петрушка» Альбина Швабенланд – о том, как рождаются образы, складывается коллектив и достается награда правительства Югры
04 марта 2016 г.
Театр начинается с вешалки, а театр актера и куклы – с мастерской, где и создают любимых героев детских спектаклей. В ТАиК «Петрушка» признаются, что мастерскую главного художника Альбины Швабенланд вообще считают святая святых театра. Именно здесь создаются самые яркие и необычные куклы, именно здесь рождаются образы самых запоминающихся костюмов для актеров, и именно здесь воплощаются самые смелые идеи режиссеров-постановщиков. Альбина Швабенланд – главный художник театра актера и куклы «Петрушка», его душа, а с недавних пор еще и обладательница звания «Заслуженный деятель культуры Югры».
Не было бы счастья…
Карандаш и лист бумаги были лучшими друзьями Альбины Швабенланд с детства. Уже сейчас она признается, что театральным художником была всегда. С малых лет рисовала костюмы для своих кукол, окончила художественную школу, а в институте, где училась на архитектора, рисовала и шила игрушки для спектаклей.
– У нас постоянно были капустники, где мы организовывали кукольные спектакли, и мне это нравилось. Я от такой работы не уставала, она была мне по душе. А вообще моя профессия связана с архитектурой жилых зданий. Я могу сказать, что моя специальность очень помогает в работе художника театра. Когда архитектор проектирует одну сваю, он уже знает, как будет выглядеть фасад здания. Так и в театре, – рассказывает Альбина Швабенланд.
В 1992 году, когда театр «Петрушка» отметил первый день рождения, Альбина Швабенланд решила сменить серьезную работу архитектора на профессию, к которой всегда тяготела душа, и пришла к Надежде Тютюновой – создателю и художественному руководителю театра.
– Времена были нестабильные, в учреждении, где я работала, произошла большая реорганизация. Я уже сейчас понимаю, что это даже хорошо, ведь иначе я могла и не попасть сюда, в «Петрушку». А это дело я очень люблю и благодарна судьбе за то, что могу каждый день приходить в мастерскую театра с удовольствием.
Когда куклы оживают
Сколько кукол прошло через руки и сердце Альбины Швабенланд, не подсчитывала даже она сама. Ежегодно у театра «Петрушка» более 40 тысяч юных зрителей, которые каждые выходные с радостью приходят на постановки, чтобы научиться чему-то доброму. Декорации, куклы и костюмы – главные выразители режиссерской задумки.
– Когда я пришла в театр, у меня было впечатление, будто всегда здесь работала. Сразу же я сделала партию кукол, зная, как они должны выглядеть. Наша работа – это не просто умение сшить тряпочку. Кукла ведь должна ожить! И оживает она только тогда, когда в нее вкладываешь частичку своей души, – делится главный художник театра «Петрушка».
Альбина Швабенланд не стесняется говорить о том, что всегда учится. У своих коллег-художников, которые приезжают в театр ставить спектакли. Каждый подобный опыт для нее бесценен, технологии быстро развиваются, а каждый художник-постановщик ищет свой особенный стиль. Мастер по куклам – уникальный специалист, каких в России по пальцам можно пересчитать, потому общение и обмен опытом – как глоток свежего воздуха.
– Я всегда говорю своим художникам (а в подчинении главного художника театра пять специалистов. – Авт.), чтобы не упускали такой возможности, смотрели и учились: как создают кукол там, как шьют декорации, на что обращают внимание в первую очередь. На самом же деле нюансов много. Вот зритель видит только итоговую картинку, а за ней ведь стоит длительная подготовка – декорации, изготовление кукол, предметов бутафории, костюмы артистов… – рассказывает Альбина Швабенланд.
Некогда праздновать, надо работать!
О том, что 20 февраля вышло постановление губернатора о присвоении звания заслуженного деятеля культуры Югры, Альбина Швабенланд узнала практически на бегу – как раз в эти дни сдавался спектакль для самых маленьких зрителей «Хорошо», который, как и любой другой спектакль, без ее участия появиться не может. Для этого спектакля нужны были не только декорации, но и особое пространство. Сцену, а точнее сказать, шатер для малышей и специальные кресла Альбина Накиповна конструировала сама.
– Этот проект для меня очень интересен, мы должны были придумать для малышей эдакую площадку, где, с одной стороны, можно показать спектакль и вместить декорации, а с другой – сделать этот шатер ярким и комфортным для детишек. Здесь мне пригодились мои знания архитектора, потому что все технические расчеты и чертежи этого металлического каркаса я делала сама. А задумка спектакля принадлежит художнику-постановщику Надежде Фисенко, воплощали же совместными усилиями всего постановочного цеха.
А день сдачи спектакля в театре – это практически премьера. Все и всё должны быть готовы на 100 процентов. Потому времени радоваться такой высокой награде у Альбины Швабенланд, как и у всего коллектива, просто не было. Это уже потом за большим столом художница собрала родных, друзей и коллег, где рассказала о радостном событии.
– Я, честно сказать, забыла об этом. (Смеется.) Очень много было дел, не до этого было. Потом уже домой ко мне пришли друзья, собралась семья. Моей награде рады были все искренне. Они просто понимают, насколько для меня моя работа важна и любима, – признается главный художник театра актера и куклы «Петрушка».
«Все звезды упали к нам в театр»
Потому-то все домашние абсолютно нормально относятся к задержкам с работы и отсутствию дома по выходным. Сама художница признается: в таком деле работать по часам просто невозможно. Ведь по выходным артисты дают спектакли, а не прийти посмотреть на свое детище Альбина Швабенланд просто не может.
– На премьерах я всегда присутствую. Мне надо видеть, все ли удалось, где нужно доработать и, главное, как воспринимает зритель. Для нас все выходные дни – рабочие. И мы не жалуемся, нам это нравится, у нас замечательный коллектив.
О своем новом звании Альбина Швабенланд говорит отстраненно и скромно, мол, награда не персональная, а общая, то есть всего коллектива. «Все звезды упали в наш театр!» – заявляет заслуженный деятель культуры Югры, главный художник театра актера и куклы «Петрушка» Альбина Швабенланд. Может быть, и так, хотя в театре по секрету рассказывают, что Альбина Накиповна – один из тех трех «китов», если изъясняться метафорично, на которых и держится этот творческий коллектив.
Один из удивительных спектаклей художника-постановщика Альбины Швабенланд – «Дюймовочка». Эту трогательную и добрую историю в стильных и необычных декорациях можно увидеть 13 марта в малом зале Сургутской филармонии.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.


(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")

Даю согласие на обработку данных