
В Сургуте детям представили кукольный спектакль о войне.
21 мая 2025 г.
https://stribuna.ru/articles/video-report/v_surgute_detyam_predstavili_kukolnyy_spektakl_o_voyne/?utm_source=telegram
Куклы рассказывают о войне – это не парадокс, а реальность сургутского театра «Петрушка», где состоялась премьера спектакля «Крайний случай» по повести Ильи Туричина. Трогательная, пронзительная и заставляющая задуматься история о подвиге советского солдата, рассказанная языком кукольного театра, адресована юному зрителю.
Перед создателями стояла непростая задача – рассказать детям о войне, героизме и милосердии, используя выразительные возможности кукол. И, судя по отзывам первых зрителей, задача выполнена блестяще.
«История о простом солдате Иване, который «растет не по дням, а по делам», проникает в самое сердце», – делятся впечатлениями зрители, отмечая, что спектакль, благодаря невероятной работе всей команды театра, настолько сильно погружает в атмосферу войны, что сдержать слезы невозможно.
Главные персонажи – мать и трое сыновей. Один из них погиб в первые дни войны, второй пропал без вести, а третий дошел до Берлина. Провожая младшего сына на войну, мать испекла из ржаной муки хлеб, подала ему каравай и сказала: «Народ тебя, Иванушка, и оденет, и накормит. А все ж возьми материнский хлеб. На самый крайний случай».
Центральная нить сюжета – история солдата Ивана, прошедшего сквозь горнило войны и бережно хранившего за пазухой краюшку материнского хлеба, символ дома, любви и надежды. В кульминационный момент, в самом сердце разрушенного Берлина, он отдает свой драгоценный хлеб голодной немецкой девочке. Этот акт милосердия становится его бессмертием, превращая в символ Победы – в фигуру воина-освободителя, запечатленную в бронзе знаменитого монумента в Трептов-парке.
Спектакль раскрывает предысторию подвига, повествуя о вечных героях, о том, что есть такая профессия – Родину защищать. Это сказка в духе былины, где персонажи иносказательны, при просмотре ее невольно ощущаешь гордость за русских богатырей.
Спектакль «Крайний случай» – не буквальное воспроизведение исторических событий. Скорее это проникновенный разговор о человечности, о сострадании, о ценности мира и о том, что человечность не знает национальных границ. И, конечно, эта кукольная история, полная глубокого смысла, невольно напоминает о реальном подвиге сержанта Николая Масалова, спасшего маленькую немецкую девочку в апреле 1945-го.
Враги в постановке предстают в образе паучьего и тараканьего племени. По словам приглашенного из Оренбурга режиссера-поставщика спектакля Вадима Смирнова, это интерпретация исходного текста: «Хотелось подчеркнуть коварство и отвратительность врага».
Несмотря на трагичность темы Великой Отечественной войны, здесь есть место и юмору, присущему сказкам, где даже в самых страшных ситуациях не умирает сила духа.
Спектакль рассчитан на зрителей старше шести лет, которые уже способны воспринимать сложные темы. Развеивая распространенный стереотип о кукольном театре как исключительно детском развлечении, Вадим Смирнов подчеркивает: «Во многих театрах кукол идут взрослые спектакли, далеко не всегда веселые. Кукольные театры ставят и Булгакова, и Шекспира, и Гоголя, и Островского – произведения, не всегда отличающиеся легкостью».
Режиссер убежден: «Главное, чтобы спектакль не навязывал знания, а трогал душу ребенка, заставлял задуматься. Это многослойный, долгий процесс».
От прямого интерактива создатели осознанно отказались, считая, что сама постановка является диалогом со зрителем, приглашением к размышлению и сопереживанию. Они надеются, что спектакль оставит эмоциональный след в памяти, поможет юным зрителям осознать важность сохранения памяти о войне и подвиге советского народа и, возможно, вызовет потребность поговорить с родителями о дедушках и бабушках, участвовавших в войне.
Как сообщили в театре «Петрушка», следующие показы спектакля «Крайний случай» запланированы на осень 2025 года.
Куклы рассказывают о войне – это не парадокс, а реальность сургутского театра «Петрушка», где состоялась премьера спектакля «Крайний случай» по повести Ильи Туричина. Трогательная, пронзительная и заставляющая задуматься история о подвиге советского солдата, рассказанная языком кукольного театра, адресована юному зрителю.
Перед создателями стояла непростая задача – рассказать детям о войне, героизме и милосердии, используя выразительные возможности кукол. И, судя по отзывам первых зрителей, задача выполнена блестяще.
«История о простом солдате Иване, который «растет не по дням, а по делам», проникает в самое сердце», – делятся впечатлениями зрители, отмечая, что спектакль, благодаря невероятной работе всей команды театра, настолько сильно погружает в атмосферу войны, что сдержать слезы невозможно.
Главные персонажи – мать и трое сыновей. Один из них погиб в первые дни войны, второй пропал без вести, а третий дошел до Берлина. Провожая младшего сына на войну, мать испекла из ржаной муки хлеб, подала ему каравай и сказала: «Народ тебя, Иванушка, и оденет, и накормит. А все ж возьми материнский хлеб. На самый крайний случай».
Центральная нить сюжета – история солдата Ивана, прошедшего сквозь горнило войны и бережно хранившего за пазухой краюшку материнского хлеба, символ дома, любви и надежды. В кульминационный момент, в самом сердце разрушенного Берлина, он отдает свой драгоценный хлеб голодной немецкой девочке. Этот акт милосердия становится его бессмертием, превращая в символ Победы – в фигуру воина-освободителя, запечатленную в бронзе знаменитого монумента в Трептов-парке.
Спектакль раскрывает предысторию подвига, повествуя о вечных героях, о том, что есть такая профессия – Родину защищать. Это сказка в духе былины, где персонажи иносказательны, при просмотре ее невольно ощущаешь гордость за русских богатырей.
Спектакль «Крайний случай» – не буквальное воспроизведение исторических событий. Скорее это проникновенный разговор о человечности, о сострадании, о ценности мира и о том, что человечность не знает национальных границ. И, конечно, эта кукольная история, полная глубокого смысла, невольно напоминает о реальном подвиге сержанта Николая Масалова, спасшего маленькую немецкую девочку в апреле 1945-го.
Враги в постановке предстают в образе паучьего и тараканьего племени. По словам приглашенного из Оренбурга режиссера-поставщика спектакля Вадима Смирнова, это интерпретация исходного текста: «Хотелось подчеркнуть коварство и отвратительность врага».
Несмотря на трагичность темы Великой Отечественной войны, здесь есть место и юмору, присущему сказкам, где даже в самых страшных ситуациях не умирает сила духа.
Спектакль рассчитан на зрителей старше шести лет, которые уже способны воспринимать сложные темы. Развеивая распространенный стереотип о кукольном театре как исключительно детском развлечении, Вадим Смирнов подчеркивает: «Во многих театрах кукол идут взрослые спектакли, далеко не всегда веселые. Кукольные театры ставят и Булгакова, и Шекспира, и Гоголя, и Островского – произведения, не всегда отличающиеся легкостью».
Режиссер убежден: «Главное, чтобы спектакль не навязывал знания, а трогал душу ребенка, заставлял задуматься. Это многослойный, долгий процесс».
От прямого интерактива создатели осознанно отказались, считая, что сама постановка является диалогом со зрителем, приглашением к размышлению и сопереживанию. Они надеются, что спектакль оставит эмоциональный след в памяти, поможет юным зрителям осознать важность сохранения памяти о войне и подвиге советского народа и, возможно, вызовет потребность поговорить с родителями о дедушках и бабушках, участвовавших в войне.
Как сообщили в театре «Петрушка», следующие показы спектакля «Крайний случай» запланированы на осень 2025 года.